В свободный вечер попал на Грачевку.
Послушав венгерский хор в трактире "Крым" на Трубной площади, где встретил шулеров -- постоянных посетителей скачек -- и кой-кого из знакомых купцов, я пошел по грачевским притонам, не официальным, с красными фонарями, а по тем, которые ютятся в подвалах на темных, грязных дворах и в промозглых "фатерах" "Колосовки", или "Безымянки", как ее еще иногда называли.
Разносчики на Трубной площади, сзади здание с трактиром "Крым" (1900-1917)
Отмечено на карте:
- Трактир Крым (не сохранился)
- Цветной бульвар
- Грачевка (улица Трубная)
- Малый Колосов переулок,Безымянка, Колосовка (Малый Сухаревский переулок)
К полуночи этот переулок, самый воздух которого был специфически зловонен, гудел своим обычным шумом, в котором прорывались звуки то разбитого фортепьяно, то скрипки, то гармоники; когда отворялись двери под красным фонарем, то неслись пьяные песни.
В одном из глухих, темных дворов свет из окон почти не проникал, а по двору двигались неясные тени, слышались перешептывания, а затем вдруг женский визг или отчаянная ругань...
Передо мной одна из тех трущоб, куда заманиваются пьяные, которых обирают дочиста и выбрасывают на пустыре.
Около входов стоят женщины, показывают "живые картины" и зазывают случайно забредших пьяных, обещая за пятак предоставить все радости жизни вплоть до папироски за ту же цену...
Когда я пересек двор и подошел к входу в подвал, расположенному в глубине двора, то услыхал приглашение на французском языке и далее по-русски:
-- Зайдите к нам, у нас весело!
От стены отделилась высокая женщина и за рукав потащила меня вниз по лестнице.
-- У нас и водка и пиво есть.
Вошли. Перед глазами мельтешился красноватый свет среди пара и копоти. Хаос звуков. Под черневшими сводами огромной комнаты стояли три стола. На стене близ двери коптила жестяная лампочка, и черная струйка дыма расходилась воронкой под сводом, сливаясь незаметно с черным от сажи потолком. На двух столах стояли такие же лампочки, пустые бутылки, валялись объедки хлеба, огурцов, селедки. На крайнем к окну столе шла ожесточенная игра в банк. Метал плотный русак богатырского сложения, с окладистой, степенной бородой, в поддевке. Засученные рукава открывали громадные кулаки, в которых почти исчезала колода карт. Кругом теснились оборванные, бледные, с пылающими взорами понтеры.
-- Семитка око...
-- Имею -- пятак. На пе.
-- Угол от пятака...-- слышались возгласы игроков. Дальше, сквозь отворенную дверь, виднелась другая
такая же комната. Там тоже стоял в глубине стол, но уже с двумя свечками, и за столом тоже шла игра в карты...
Передо мной, за столом без лампы, сидел небритый бледный человек в форменной фуражке, обнявшись с пьяной бабой, которая выводила фальцетом:
И чай пил-ла, и б-булк-и ела,
Поз-за-была и с кем си-идела.
Испитой юноша, на вид лет семнадцати, в лакированных сапогах, в венгерке и в новом картузе на затылке, стуча дном водочного стакана по столу, убедительно доказывал что-то маленькому потрепанному человечку:
-- Слушай, ты...
-- И что слушай? Что слушай? Работали вместе, и слам пополам...
-- Оно пополам и есть!.. Ты затырка, я по ширмохе, тебе лопатошник, а мне бака... В лопатошнике две красных!..
-- Бака-то полета ходит, небось анкер...
-- Провалиться, за четвертную ушла... -- Заливаешь!
-- Пра-слово! Чтоб сдохнуть! -- Где же они?
-- Прожил! Вот коньки лаковые, вот чепчик... Ни финаги в кармане!
-- Глянь-ка, Оська, какой стрюк заполз!
Испитой юноша посмотрел на меня, и я услышал, как он прошептал:
-- Не лягаш [ Сыщик] ли?
-- Тебе все лягавые чудятся...
-- Не-ет. Просто стрюк шатаный...
-- Да вот сейчас узнаем...-- Он обратился к приведшей меня "даме": -- Па-алковни-ца, что, кредитного сво-во, что ли, привела?
Полковница повернула в говорившему свое строгое, густо наштукатуренное лицо, подмигнула большими черными, глубоко запавшими глазами и крикнула:
-- Барин выпить хочет. Садитесь, садитесь! Je vous prie! [ Прошу вас! (фр.)]
-- Садись -- гость будешь, вина купишь -- хозяин будешь! -- крикнул бородач-банкомет, тасовавший карты.
Я сел рядом с Оськой.
-- Что ж, барин, ставь вина, угощай свою полковницу, -- проговорил юноша в венгерке.
-- Изволь!
-- Да уж расшибись на рупь-целковый, всех угощай. Вон и барон мучится с похмелья.
Мужчина в форменной фуражке лихо подлетел ко мне и скороговоркой выпалил:
-- Барон Дорфгаузен... Отто Карлович... Прошу любить и жаловать, -- он шаркнул ножкой в опорках.
-- Вы барон? -- спросил я.
-- Ma parole! Даю слово! Барон и губернский секретарь... В Лифляндии родился, в Берлине обучался, в Москве с кругу спился и вдребезги проигрался... Одолжите двугривенный. Пойду отыгрываться... До первой встречи.
-- Извольте!
И через минуту слышался его властный голос:
-- Куш под картой. Имею... Имею...
-- Верно, господин, он настоящий барон, -- зашептал мне Оська. -- Теперь свидетельства на бедность да разные фальшивые удостоверения строчит... А как печати на копченом стекле салит! Ежели желаете вид на жительство -- прямо к нему. И такция недорогая... Сейчас ежели плакат, окромя бланка, полтора рубля, вечность -- три.
-- Вечность?
-- Да, дворянский паспорт или указ об отставке... С чинами, с орденами пропишет...
-- Барон... Полковница...-- в раздумье проговорил я.
-- И полковница настоящая, а не то что какая-нибудь подполковница... Она с самим живет... Заведение на ее имя.
Тут полковница перебила его и, пересыпая речь безграмотными французскими фразами, начала рассказывать, как ее выдали подростком еще за старика, гарнизонного полковника, как она с соседом-помещиком убежала за границу, как тот ее в Париже бросил, как впоследствии она вернулась домой, да вот тут в Безымянке и очутилась.
-- Ну ты, стерва, будет языком трепать, тащи пива! -- крикнул, не оглядываясь, банкомет.
-- Несу, оголтелый, чего орешь, каторга!
-- Унгдюк! Не везет... А? Каково? Нет, вы послушайте. Ставлю на шестерку куш -- дана! На пё. Имею полкуша на пё, очки вперед... Взял. Отгибаюсь -- бита. Тем же кушем иду--бита... Ставлю на смарку --бита! Подряд, подряд!..
-- Проиграли, значит?
-- Вдрызг! А ведь только последнюю бы дали -- и я крез! Талию изучил -- и вдруг бита!.. Одолжите еще... до первой встречи... Тот же куш...
Опять даю двугривенный.
-- Ол-райт! Это по-барски... До первой встречи!..
Полковница налила пива в четыре стакана, а для меня в хрустальную кружку с мельхиоровой крышкой, на которой красовался орел.
Грачевка (Трубная улица) кадр из фильма"Дом на Трубной" (1928)
Барон оторвался на минуту от карт и, подняв стакан, молодецки возгласил:
-- За здоровье дам! Ур-ра!..
-- А вы что же не пьете? Кушайте! -- обратилась ко мне полковница.
-- Не пью пива...-- коротко ответил я. В это время игра кончилась.
Банкомет, сунув карты и деньги в карман и убавив огонь в лампе, встал.
-- Шабаш, до завтра! Выкидывайтесь все отсель.
Игроки, видимо привыкшие ему повиноваться, мгновенно поднялись и молча ушли. Остался только барон, все еще ерепенившийся. Банкомет выкинул ему двугривенный:
-- Подавись и выкидывайся!.. Надоел ты мне. Куш под картой, очки вперед!.. На грош амуниции, на рубль амбиции! Уходи, не проедайся!
Банкомет взял за плечи барона и вмиг выставил его за дверь, которую тотчас же запер на крюк. Даже выругаться барон не успел. Остались: Оська, карманник в венгерке, пьяная баба, полковница и банкомет. Он подсел к нам.
Из соседней комнаты доносились восклицания картежников. Там, должно быть, шла игра серьезная.
Полковница вновь наполнила пивом стаканы, а мне придвинула мою нетронутую кружку:
-- Кушайте же, не обижайте нас.
-- Да ведь не один же я? Вот и молодой человек не пьет...
-- Шалунок-то? Ему нельзя,-- сказал Оська.
-- Ему доктор запретил...-- успокоила полковница.
-- А вот вы, барин, чего не пьете? У нас так не полагается. Извольте пить! -- сказал бородач-банкомет и потянулся ко мне чокаться.
Я отказался.
-- Считаю это за оскорбление. Вы брезгуете нами! Это у нас не полагается. Пейте! Ну? Не доводи до греха, пей!
-- Нет!
-- А, нет? Оська, лей ему в глотку!
Банкомет вскочил со стула, схватил меня одной рукой за лоб, а другой за подбородок, чтобы раскрыть мне рот. Оська стоял с кружкой, готовый влить пиво насильно мне в рот.
Это был решительный момент. Я успел выхватить из кармана кастет и прямым ударом ткнул в зубы нападавшего. Он с воем грохнулся на пол.
-- Что еще там? -- раздался позади меня голос, и из двери вышел человек в черном сюртуке, а следом за ним двое остановились на пороге, заглядывая к нам. Человек в сюртуке повернулся ко мне, и мы оба замерли от удивления.
-- Это вы? -- воскликнул человек в сюртуке и одним взмахом отшиб в сторону вскочившего с пола и бросившегося на меня банкомета, борода которого была в крови. Тот снова упал. Передо мной, сконфуженный и пораженный, стоял беговой "спортсмен", который вез меня в своем шарабане. Все остальные окаменели.
Он выхватил из рук еще стоявшего у стола Оськи кружку с пивом и выплеснул на пол.
-- Убери! -- приказал он дрожавшей от страха полковнице. -- Владимир Алексеевич, как вы сюда попали? Зайдемте ко мне в комнату.
-- Ну вас к черту! Я домой...
И, надвинув шапку, я шагнул к двери. На полу стонал, лежа на брюхе и выплевывая зубы, банкомет.
-- Нет, нет, я вас провожу!..
Выскочил за мной, под локоть помогая мне подняться по избитым камням лестницы, и бормотал извинения...
Я упорно молчал. В голове мелькало: "Концы в воду, Ларепланд с "малинкой", немец, кружка с птицей..."
"Спортсмен" продолжал рассыпаться передо мной в извинениях и между прочим сказал:
-- Все-таки я вас спас от Самсона. Он ведь мог вас изуродовать.
-- Ну, спас-то я себя сам, потому что "малинки" не выпил.
-- Откуда вы знаете? -- встрепенулся он и вдруг спохватился и уже другим тоном добавил: -- Какой такой "малинки"?
-- А которую ты выплеснул из кружки. Мало ли что я знаю.
-- Вы... вы... -- Зубы стучали, слово не выходило.
-- Все знаю, да молчать умею.
-- Вижу-с. Вот потому-то я хотел, чтобы вы ко мне в комнату зашли. Там отдельный выход. Приятели собрались... В картишки поиграть. Ведь я здесь не живу.
-- Видел... Голиафа, маркера, узнал.
-- Да... он под рукой сидел... метал Кречинский. Там еще Цапля... Потом Ватошник, потом...
-- Ватошник? Тимошка? Да ведь он сыщик!
-- Кому сыщик, а нам дружок... Еще раз, простите великодушно.
-- Помни: я все знаю, но и виду не подам никогда. Будто ничего не было. Прощай! -- крикнул я ему уже из калитки...
При встречах "спортсмен" старался мне не показываться на глаза, но раз поймал меня одного на беговой аллее и дрожащим голосом зашептал:
-- Обещались, Владимир Алексеевич, а вот в газете-то что написали? Хорошо, что никто внимания не обратил, прошло пока... А ведь как ясно -- Феньку все знают за полковницу, а барона по имени-отчеству целиком назвали, только фамилию другую поставили, его ведь вся полиция знает, он даже прописанный. Главное вот барон...
-- Ну, успокойся, больше не буду. Действительно, я напечатал рассказ "В глухую", где подробно описал виденный мною притон, игру в карты, отравленного "малинкой" гостя, которого потащили сбросить в подземную клоаку, приняв за мертвого. Только Колосов переулок назвал Безымянным. Обстановку описал и в подробностях, как живых, действующих лиц. Барон Дорфгаузен, Отто Карлович... и это действительно было его настоящее имя.
А эпиграф к рассказу был такой:
"...При очистке Неглинного канала находили кости, похожие на человеческие..."
Предыдущая глава |